Теперь это нормально

Теперь это нормально

H&M, весна-лето 2020

Что станет с модными трендами после пандемии и могут ли они полностью исчезнуть.

Тренд, тормози

До пандемии можно было легко перечислить макротенденции современной моды. Минимализм — который уходит в виде привычного скандинавского монохрома, но перерождается в новых силуэтах и других, более ярких цветах; неоромантика с обилием оборок, цветочных принтов, с акцентом на пышных рукавах и подчеркнутой талии; streetwear, доходящий до полного отрицания стиля — «никакие» футболки, треники, свитшоты; и спортивная линия, в которой сквозит интерес к бельевым формам: облегающие легинсы, анатомические топы, обилие моделирующего трикотажа.

Все смешалось на карантине: одни марки успели выставить на продажу летние коллекции, другие даже представили тизеры осенних; но многие, и особенно небольшие бренды, работающие по системе see now buy now, выступили с коллекциями сезона весна-лето уже после снятия ограничений. Да и какой смысл был продавать их в марте-апреле, когда покупательская способность стремилась к нулю, а люди, запертые в своих квартирах, больше интересовались пижамами и ковриками для йоги? К счастью, летние месяцы подарили нам относительную свободу перемещений и даже потребительский интерес к одежде для улицы, но не надо быть экспертом, чтобы понять, что значительная часть сезонных коллекций останется нераспроданной и либо перекочует в аутлеты, либо…

Теперь это нормально

Gap, весна-лето 2020

Сара Виллерсдорф, управляющий директор компании Boston Consulting Group, поделилась с Business of Fashion соображениями, что в текущей ситуации неплохо бы разработать план, при котором излишки товаров будут интегрироваться в ассортимент следующих сезонов. Например, компания Gap готова упаковать большую часть своих товарных запасов в хранилище, чтобы сэкономить и на марже, и на производственных затратах в будущем, сообщается в той же статье. Если уж крупное бизнес-издание ссылается на опыт большого ритейлера, то компании с меньшими бюджетами тем более могут не переносить оставшиеся вещи в раздел «распродажа», а дополнять ими будущие коллекции. Такое решение станет одним из факторов торможения трендов: скажем, неоромантика, которая могла бы эволюционировать в этом году — весенняя погода во многих странах и регионах позволяла носить яркие воздушные платья из натуральных тканей, — скорее всего, без особых изменений отправится в следующие сезоны.

Но некоторые тренды, напротив, получили форсированное развитие, в частности, сегмент домашней и полуспортивной одежды. Смена образа жизни заставила задуматься над новым типом вещей, удобных для работы из дома. Главные требования к ним — комфорт и относительная универсальность: отойдя от компьютера, можно сделать разминку, сбегать в магазин или подключиться к рабочей конференции, но при этом прилично выглядеть. Судя по посткарантинной ситуации, часть офисных сотрудников так и останется на удаленной работе и потеряет потребность в традиционной деловой одежде. При этом домашняя одежда превратится из пижамы в нечто большее, обретя такие характеристики как многофункциональность, технологичность, безусловное удобство, привлекательный внешний вид.

Тоска по настоящему

Во время пандемических ограничений дизайнеры оказались в вакууме. Крупные премьеры, фестивали, открытия художественных и промышленных выставок были отменены или отложены, а ведь это тот воздух, которым дышат творческие люди, в котором они находят вдохновение. Во время карантина модная индустрия бежала в онлайн, и первые итоги были обнадеживающими: зрители с большим интересом следили за прямыми эфирами дизайнеров, за съемками по FaceTime, за диджитал-мероприятиями, заменившими собой Недели моды. Однако эйфория быстро прошла: как только физическая реальность вновь стала доступной, интернет-события перестали увлекать, более того — многие от интернета просто устали.

Издание WWD поделилось статистикой Лондонской Недели моды, прошедшей онлайн: трансляции в Youtube смотрели примерно по 30 человек, прямые эфиры в Instagram — 100–200. Не добавляла энтузиазма и эфемерность виртуальных Недель, представляющих собой просто серию видеопрезентаций и не оставляющих следа в виде конкретных трендов, как это бывает с реальными показами, которые сопровождаются бурными обсуждениями новинок в социальных сетях, подборками подиумных фотографий и стритстайла.

Потребители моды на карантине истосковались по более ярким эмоциям, нежели картинки в Instagram. Интернет пока что не позволяет задействовать по максимуму все органы чувств, как это бывает во время путешествий или посещения реальных мероприятий. Поэтому возник запрос на эмоциональный стиль — многие специалисты прогнозировали, что после пандемии мы захотим более сложных, ярких и даже безумных вещей. Вместе с тем определенная доля безумства была внесена в повседневную, практичную одежду: если до сих пор маски для лица мы воспринимали как нечто экзотичное или как примету субкультуры, то сейчас они стали неотъемлемым элементом гардероба. Возможно, на первых порах были мимолетные переживания, что тканевые маски, пластиковые козырьки или садовые перчатки не гармонируют с прочими предметами одежды, что общий вид получается странным и нелепым, но скоро это перешло в новую норму.

Покупатели будут искать утешения, честности и вдохновения, — так считают специалисты Pantone, разработавшие палитру на будущий год с учетом настроений времени. Описывая «спокойную, уютную и чистую» цветовую гамму, они остановились на таких моментах, как работа из дома, требующая одежды приятной глазу, не отвлекающей и не раздражающей, а также экологическое направление с материалами, окрашенными натуральными красителями и соответствующими оттенками. Яркие цвета, тоже мягкие и комфортные для зрения, связывают с посткарантинными мечтами о путешествиях — тут преобладают оттенки морской воды, песчаного побережья и закатного солнца. В итоге общий постпандемический тренд можно описать как симбиоз эмоциональности и практичности, но это определение слишком размыто, чтобы обрисовать его в конкретных картинках.

Теперь это нормально

Pantone 

Привет, будущее

«Financial Times в одной из своих статей выдает „лицензию на лайкру“ мужчинам, заявляя, что тренд на облегающие вещи — это последствия кризиса. Всех нас призвана спасти физкультура, и, следовательно, неизбежен рост в сегменте athleisure, который и раньше активно развивался, — считает fashion-эксперт, автор Telegram-канала Fashionchain Елена Купряхина. — Я же разделяю мнение, что кризис приведет нас к желанию наряжаться и не откладывать жизнь на потом. Однако я уверена, что многих потянет не в избыточность и сарториальный угар, а в аутентичное, поэтичное и философское». Главное, что сейчас можно выделить из трендов — это стремительное развитие моды в онлайн, серьезный скачок экологических практик, рост рынка вторичной одежды, а также вдохновение искренними, детскими эмоциями и историей моды. Согласно исследованию компании Criteo, после пандемии новые клиенты останутся с онлайн-ритейлерами с вероятностью 90% (в частности, 54% россиян открыли для себя хотя бы один формат онлайн-шопинга, обретя новые потребительские привычки). А эскалация интернет-продаж может привести к возрождению тенденций начала 2010-х, когда виртуальные магазины только открылись: стремительно упростились силуэты, появился крой оверсайз, принты стали броскими и яркими — такую одежду было проще продавать онлайн.

Минимализм, родившийся в ту же эпоху раннего интернет-шопинга, может ожидать своего ренессанса, особенно на фоне падения доходов покупателей — ведь вещи на каждый день должны быть не только универсальными, но и «долгоиграющими». Взлет экологической тенденции на карантине сопровождался разговорами о всеобщей сознательности и развлекательно-просветительскими проектами в социальных сетях. К примеру, магазины & Other Stories и Monki публиковали в Instagram мастер-классы по натуральному окрашиванию тканей — и то, как переход на переработанные и органические материалы влияют на дизайн, демонстрирует упомянутая палитра Pantone. 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Monki (@monki) 7 Май 2020 в 6:53 PDT

Использование винтажных материалов и одежды секонд-хенд в создании новых коллекций может размыть тренды в палитре — поскольку выбирающие экологический подход дизайнеры отталкиваются не от чистой идеи, а от имеющихся ресурсов, будь то остатки текстиля или нераспроданные изделия. Обращение к прошлому, вероятнее всего, затронет и источники вдохновения: в период отмены биеннале, кинопремьер и fashion-показов музеи и модные дома обнародовали свои архивы, театры открыли доступ к записям спектаклей, СМИ и Telegram-каналы публиковали редкие съемки и давние коллекции. Резюмируя все это, можно предположить, что тенденции будут двигаться от условной общности и краткосрочности к калейдоскопичности и длительности.

Опубликованный отчет ThredUp и GlobalData Retail уверяет, что к 2029 году гардероб среднего покупателя на 17% будет состоять из подержанных вещей — в то время как в 2009 году эта цифра не превышала 3%. На интерес к секонд-хенду влияют два основных фактора: снижение доходов и рост покупательской ответственности, что, в свою очередь, тоже повлияет на дизайн одежды — от размывания трендов до их полного отрицания. Именно потребитель сегодня становится главным героем модных коллекций, марки даже запускают совместные проекты: например, Helmut Lang организовал конкурс на лучшие принты, а российские Friday Socks и Radical Chic давали своим подписчикам возможность предложить идеи для рисунков. Так что новый формат трендов — это уже не диктат моды, а чуткий диалог с аудиторией, и вполне возможно, что о будущем одежды мы скоро будем расспрашивать не дизайнеров и не экспертов, а самих покупателей.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.

Источник: profashion.ru